Пару слов о терминах. Наверное, самый известный тут фишинг – слово, которое за последние пару лет слышали почти все. Суть фишингового звонка в том, чтобы получить персональные данные, чаще всего – три заветных цифры на обороте карты. Для этого мошенники придумывают самых разных персонажей (в том числе уже набивших оскомину «сотрудников банков»). Правда, термин «фишинг» чаще используется по отношению к онлайн-рассылкам (сообщениям, письмам), а то же самое, но по телефону, ещё называют вишингом.
Другое смешное слово, но не очень весёлое явление – смишинг, под которое подпадает рассылка вредоносных (фишинговых) ссылок в СМС.
Тут же можно упомянуть ещё один вариант – фарминг, в случае которого, человеку «подсаживают» на ПК или телефон вредоносный код, который путём подмены IP-адресов перенаправляет пользователя с нормального сайта на его подделку, где уже «жадно ожидает» форма для заполнения личных данных.
«Госуслуги» и мошенники»
В отдельную категорию новых мошенничеств можно выделить случаи, когда целью становятся не банковские или паспортные данные, а аккаунт на «Госуслугах». Выманивают пароли всё теми же телефонными звонками или, например, push-уведомлениями. Подобная атака, например, фиксировалась в конце марта: людям присылали сообщения о необходимости верифицировать номер телефона или подтвердить паспортные данные по приложенной ссылке.
Аккаунт на «Госуслугах» могут использовать в разных «неприятных» вариациях. Во-первых, с помощью сервиса на вас могут взять кредит, используя фальшивые документы и вашу настоящую справку о доходах. Во-вторых, могут «угнать» налоговый вычет, самостоятельно отправив необходимые заявления, только указывая свой банковский счёт.
Наконец, аккаунт на «Госуслугах» — клад информации, где мошенники могут узнать о вас чуть ли не всё: например, медицинскую информацию. Это могут использовать против вас при мошенническом звонке или рассылке.
Признаки телефонного мошенничества
При всём разнообразии «образов», которые используют мошенники, у них почти всегда есть несколько общих черт. Специалисты Центробанка сформулировали пять таких.
Это звонок или СМС с незнакомого номера, что уже должно вызывать подозрения.
Беседа рано или поздно всегда упрётся в деньги.
Огромные суммы: лжеброкеры будут рассказывать про 1000% доходности, а фальшивые полицейские наоборот – утверждать, что вы вот-вот потеряете вообще всё.
У вас настойчиво пытаются выведать данные с оборота карты или другие персональные данные.
Последний и пожалуй главный – мошенник всегда давит на то, что решение нужно принимать сейчас, время ограничено, ни в коем случае не давая вам спокойно проанализировать услышанное.
|